28.11.2014

Государственные закупки

Одной из привлекательных черт государственных торгов для Поставщика является уверенность, что поставленный товар или выполненные услуги (при полном соответствии с условиями контракта) будут оплачены в полном объёме. 

Подобная уверенность обусловлена тем фактом, что одной из сторон государственного контракта (Заказчик) выступает государственный орган или организация, деятельность которой подпадает под юрисдикцию закона №44-ФЗ, 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Даже в случае отказа Заказчика от произведения оплаты, при наличии необоснованных аргументов, обратившись в соответствующий орган судебной системы, можно с уверенностью сказать, что задолженность будет взыскана, а при обращении затем в компетентные финансовые органы – и погашена.

Однако Заказчик, организовывая и начиная государственные торги, не может быть уверен в том, что в торгах примут участие только те организации, которые в действительности способны обеспечить заявленные нужды Заказчика, в том числе именно теми товарами (услугами), которые оговорены в документации о торгах. В особенности это касается торгов, проводимых в форме электронного аукциона, в том числе запроса котировок. Подобные рассуждения касаются и тех случаев, когда аукционная (конкурсная) документация содержит такие требования к участникам размещения заказа, что на торгах фактически может принять участие небольшое количество организаций, вполне возможно уже имеющих ряд договорённостей с Заказчиком, оформившихся ещё на стадии подготовки Заказчика к торгам. Таким образом, пытаясь повлиять, хоть и косвенно, на ход и результат проведения торгов, Заказчик создаёт условия, ограничивающие конкуренцию между потенциальными участниками размещения заказа.

Примером подобного ограничения, могут служить требования, не предусмотренные ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в том числе:

  • требования о размере выручки за определённый период работы;
  • требования об объёме штата сотрудников Поставщика;
  • требования, относительно месторасположения Поставщика или места, откуда должна быть осуществлена отправка поставляемых товаров;
  • наличие у Поставщика определённого вида и марки спецтехники, необходимой для выполнения поставленной Заказчиком задачи;
  • наличие и количество ранее выигранных торгов и количество благополучно исполненных государственных контрактов и пр.

В соответствии с ч.1 ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции» №135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Согласно п.5 указанной статьи Положения части 1 настоящей статьи распространяются, в том числе, на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Каков способ защиты для участников размещения заказа предусмотрен действующим законодательством?

В первую очередь – обращение с соответствующей жалобой в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) Российской Федерации, а точнее в её территориальное подразделение, по месту нахождения Заказчика. Обратиться с подобной жалобой может как непосредственно лицо, уже подавшее на торги свою заявку, так и лицо, которое желает принять участие в торгах (соответствует требованиям, предъявляемым законом), но ещё не подало заявку, в установленном законодательством порядке. ФАС может принять решение о признании обжалуемых действий Заказчика незаконными и вынести предписание, обязав Заказчика аннулировать проведение конкретных торгов.

Подать обращение в ФАС можно сразу же после начала производства торгов, в частности при проведении торгов в форме электронного аукциона – с момента опубликования заказа на сайте zakupki.gov.ru. Срок для подачи жалобы – не позднее десяти дней с момента размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола.

Следующая инстанция, в случае если принятое ФАС решение, по мнению стороны, участвующей в рассмотрении жалобы, является необоснованным или незаконным, а также в случае пропуска вышеуказанного срока на обжалование, - Арбитражный суд соответствующего субъекта Российской Федерации. В данном случае срок на обжалование составляет три месяца с момента принятия ФАС решения в окончательной форме.

Специалисты Финансово-правовой Группы «АРКОМ» готовы представлять Ваши интересы в судах РФ, в том числе и Арбитражном, проведя полный анализ представленной спорной ситуации, найти пути ее разрешения, учитывая возможные риски. Наша цель - добиться самого благоприятного для клиента судебного решения.

ЗВОНИТЕ СЕЙЧАС: (383) 210-31-66

Личный кабинет

    Не нашли, что искали?
    Оставьте свои данные: email или телефон, и мы вам поможем!

      Яндекс.Метрика